Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова лучше начать с небольшого историко-литературного экскурса. Это одно из первых произведений юного поэта, написанное им в 1828 г. в четырнадцатилетнем возрасте. Есть предположение, что тот текст, который нам известен, не завершён. Такого мнения придерживаются авторы «Лермонтовской энциклопедии» – в автографе стихотворения, по-видимому, отсутствует лист с его окончанием. И.С. Чистова полагает, что в целом оно представляло собой «унылую» элегию – жанр, весьма популярный среди пишущих в 1810-1820-е гг. После описания природы, как правило, следовала обрисовка в подобных тонах душевных переживаний лирического героя Лермонтова, созвучных увяданию жизни и унылой картине наступающей осени.

Жанр, сюжет, тема, идея

Стихотворение написано в соответствии с канонами пейзажной лирики, последовательно изображает череду картин, которые предстают перед взором лирического героя. Это поэтическое высказывание о природе, относящееся к жанру описательной лирики. Сюжет содержит момент внутренней жизни человека, его переживания как наблюдателя и наполнен рядом визуальных образов, сменяющих друг друга. Авторские зарисовки об осени словно собраны в блокнот, страницы которого содержат иллюстрации практически к каждой строке. Осеннее увядание описано при помощи традиционных образов, фиксирующих признаки смены сезона: облетающие желтые листья, окончание полевых работ, опустевшие леса, пасмурная погода и туманы, холодные ночи…

Внимательный читатель может увидеть в символическом наполнении текста отсылки к философскому осмыслению проблемы жизни и смерти. Смена природных циклов, столь постоянная и естественная для земной жизни, вызывает у героя тягостные раздумья и трепет перед грядущим замиранием, ощущение тоски и одиночества.

Композиционные особенности

Полноценный анализ стиха Лермонтова «Осень» затруднителен, так как это маленькое и неоконченное произведение. Если рассматривать текст «как есть», то можно уловить элементы кольцевого строения (первая и предпоследняя строки содержат слово поле, при этом в начале стихотворения изображается осенний день с опадающей листвой, в конце – ночной пейзаж в темных размытых тонах). Для композиции также характерна сквозная антитеза – это упомянутое уже противопоставление дня и ночи, а также сравнение наступившей осени и прошедшего лета (Уж не любит, меж цветов, / Пахарь отдыхать порою / От полуденных трудов), природных оттенков, света и тьмы (листья пожелтели – ели зелень мрачная).

Организация поэтической речи

Стихотворение написано в традиции силлабо-тонической системы четырехстопным хореем с усеченной четной строкой. Чередование усеченных строк придает произведению неповторимую поэтическую интонацию, а сочетание хорея с вспомогательной безударной стопой – пиррихием – создает ритмические колебания внутри строки:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

‑ U – U U U – U

U U – UU U –

U U – U‑ U – U

‑ U – UU U –

Рифма перекрестная, с чередованием женской и мужской закрытой(аБаБ), точная, достаточная. Стихотворение состоит из трех четверостиший.

Языковые средства создания образности

Для создания смысловой емкости стиха автор использует специальные изобразительные средства:

  • метафорические эпитеты: мрачная зелень, поникшие ели, отважный зверь;
  • изобразительные эпитеты: нависшая скала, полуденные труды, тусклый месяц;
  • метафоры (скрытые сравнения): поле серебрит, ели хранят зелень.

Для синтаксической структуры стихотворения характерны развернутые сопоставления – на них и «держится» композиция. Например, параллелизм конструкций встречается в 1 и 3 четверостишиях, для них характерно настоящее время. Это придает композиции цельность, единовременный план описываемого действия. В прошедшем времени употреблен только глагол пожелтели, поникшие (ели), нависшая (скала).

Ритмический строй формируется многочисленными инверсиями, прямой порядок слов присутствует лишь единожды:

Ночью месяц тускл(1), и поле
Сквозь туман лишь серебрит(2).

В стихотворении действует простая система изобразительных средств, скорее направленная на линейность сюжета, намек на «цикличность» лишь подразумевается (описание смены времен года, дня и ночи). Стих «Осень» это лирическое описание чувства утраты, которое охватывает человека, внимательно созерцающего осеннюю увядающую природу.

закрыть